Алена Попова и ее проект Startup Women - женский бизнес в сфере IT - Bizyou.ru

Алена Попова и ее проект Startup Women — женский бизнес в сфере IT

Алена Попова, создательница проектов Starlook, Gov2project.ru, «Стартап Афиша», Videosnack, StartupWoman, CharityFair, по аналогии с Comedy Club организует движение женщин-стартаперов.


Борьба за женские права начнется с форума Startup Women, который пройдет в апреле. Попова рассказала Slon.ru о том, имеют ли стартапы половую принадлежность, и как вообще ей такое пришло в голову.


– Чем отличается женский стартап от мужского?


– В плане бизнеса – ничем.


– В чем тогда смысл движения?


– Женщины в IT-компаниях, в основном, не работают директорами. Большинство их них сидит в маркетинге, PR и финансах. После кризиса 2008 года более 35% женщин по всей России были вынуждены уйти из IT-отрасли – их уволили или они ушли сами, потому что дублировали функции в отделах маркетинга. Они нарожали детей и теперь создают жуткую безработицу. Мы хотим помочь этим людям.


– Как появилась идея?


– После прочтения заметки в New York Times. В ней говорилось, что побеждают те стартапы, где женская аудитория превышает мужскую. Речь не о феминизме, а о логике бизнеса: женщины больше покупают и больше сидят в социальных сетях. А сервис для женской аудитории лучше сделает женщина.


– Чем подкреплено это утверждение?


– Ну ты же не будешь решать проблему выбора косметики.


– Не буду, наверное.


– Вот. А я тут ездила на форум молодых предпринимателей в Давос. Там была молодая девушка из Китая, которая придумала сервис. Женщины теряются при выборе косметики, и ресурс помогает им найти нужную. Ничего примечательного, но сайт посещают 150 млн человек. В общем, у-у-ух!


Ты также не будешь решать и другие проблемы, которые лежат на поверхности – детские сады, досуговые детские центры, какая-то кооперация между мамами – работающими и не работающими. Это огромный рынок, и мы призываем думать в этом направлении, чтобы покрывать свои нужды самостоятельно. Но без воплей, что мы против мужчин, что мы несчастные, нас забивают на работе.


– Не потому ли девушки идут на стартап-тусовки, чтобы решить проблемы другим способом – выйти замуж, например?


– Откуда такое мнение? Оно архаичное. Почему-то мужчины относятся к моей идее не то чтобы скептически, но все равно со снисхождением. Я рассказываю, а у них улыбка чеширского кота. Ну, говорят, счастья тебе в личной жизни со своими женскими проектами. А потом, когда я куда-нибудь прихожу, меня спрашивают: «Попова, ты мужа ищешь?» Может, эти домыслы имеют под собой почву, потому что в других сферах бизнеса так и есть. Но не в данном случае.


– Слышал, что создатель liveinternet.ru Герман Клименко посоветовал тебе основать сообщество геев-стартаперов.


– Да, форум голубых. Честно говоря, я поддерживаю его глубинную мысль, как бы смешно это ни было. Эти тусовки гораздо более финансово-емкие, чем женские или мужские. Они исконно тратят больше денег и создают рекламоемкие рынки.


– А как будет зарабатывать Startup Women?


– Сначала мы сделаем форум, куда пригласили успешных женщин-антрепренеров. Потом организуем несколько воркшопов. Цель – после обучения иметь работающий проект. Мы будем забирать у стартапов долю 5% за свои услуги: маркетинг, консалтинг, подготовку к следующему раунду инвестиций. Вложим и свои 10 копеек. Уже есть два женских стартапа – их имена пока назвать не могу – они получат от нас 300 000 рублей и 350 000 рублей. Но им будет нужно еще.


– Ты повторяешь модель Аркадия Морейниса и его компании «Главстарт»?


– Да, все то же самое. Аркадий – создатель рынка работы со стартапами. Только мы, в отличие от «Главстарта», хотим стать лидирующей организацией именно женского предпринимательства. Аркадий берет стартапы со всего рынка, но когда у тебя сто проектов, сложно понять, какие заработают. Я не верю в глобальные вещи. Они давно умерли, и для меня они очень сложные.


– Морейнис развивает «Главстарт» на средства от продажи «Рамблеру» своего сайта Price.ru, а вас кто финансирует?


– У меня есть начальный капитал, который я заработала на продаже проектов, достаточно успешных. Часть из них в сфере мобильного контента – в этой сфере мы долго крутились. Писали, например, программы для Symbian (операционная система в смартфонах Nokia) или агрегатор мобильного контента для одной крупной компании из Европы. Названий и сумм сделок я назвать не могу, по условиям договоров с покупателями.


– На программиста ты не похожа.


– Я и не программист, и не отвечала за написание программ, потому что в них ни черта не понимала. Я исследовала рынок, нашла партнеров и покупателей, вела переговоры. Кстати, среди партнеров тоже нет ни одного программиста. Startup Women мы делаем с Машей Косенковой – PR-директором компании «Иннова», российским локализатором онлайн-игр. «Стартап Афишу» мы делаем с Марусей Подлесновой. Партнер по Charity Fair (это ярмарка проектов с сфере детской благотворительности) – бывший госслужащий Нина Добрынченко.


– Как прокормить столько стартапов, тем более социальных?


– Я уже поговорила со многими структурами, которые могли бы выделять на них гранты – невозвратные. Может быть такое финансирование. Кроме того, я верю, что любой стартап может монетизироваться. Например, у нас есть проект – сурдопереводчик. Представим ситуацию: я поговорила с правительством Финляндии, которое уделяет этой теме много внимания, и оно захочет программу купить. Проект сразу монетизируется.


– Понятно. Все твои партнеры были девушками?


– Нет. Мой основной партнер по тем стартапам, которые проданы, и по сайту Starlook.ru (сеть социального шопинга с 1 млн подписчиков) – мужчина.


– Кто этот человек?


– У него позиция – серый кардинал. Он не хочет быть известным, и зачем мне о нем рассказывать. Я же не тупой пиарщик.


– Кто-то богатый и влиятельный?


– Он не является сыном известного человека или наследником банковской империи. Бывший журналист, который с 2003 года в бизнесе. Такой же, как мы – из ниоткуда, но с нормальной головой, со знаниями. Он хороший стратег.


– А твоя главная функция во всех проектах какая?


– Стратегические коммуникации. Недавно эксперты в области IT придумали такое страшное словосочетание, и все пытаются на этом заработать кучу денег. Найти людей, свести их и получить с этого прибыль. Например, один стартап я свела с корейской компанией, которая инвестировала в него, по-моему, уже $12 млн. А у этих ребят даже сайта нет. Просто они изобрели программу – автоматическое управление заводами, и крушили всех на международных соревнованиях.


– Сложно было найти доверчивых корейцев?


– Прочитала материал в интернет-издании о венчурных фондах в Корее. Написала им всем и получила ответы. Не боги горшки обжигают. Вот у меня спрашивают: а откуда у тебя Вася, Петя и Таня в проекте? Откуда ты нашла контакты? Ребят, нашла! Ночь не поспала и нашла!

Источник: BizYou.Ru По материалам Павла Куликова, Slon.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *