Наталья Касперская: основное в стартапе - это упрямство и вера в свой проект - Bizyou.ru

Наталья Касперская: основное в стартапе – это упрямство и вера в свой проект

Генеральный директор компании InfoWatch, Наталья Касперская, рассказала о том, что необходимо для успешного стартапа, и какими качествами должны обладать те люди, которые решили воплотить в бизнесе свои идеи.



— В стартап нужно привлекать единомышленников, и только таких людей. То есть тех, у которых горят глаза, кому это интересно, кто готов работать на проект, потому что горит желанием его развивать. А надежда на большие деньги, большие бонусы или что-то еще — это все уже вторично. Главное, чтобы люди были единомышленниками, чтобы они разделяли взгляды.


Вовлеченность здесь очень важна. Нужно чтобы люди чувствовали себя частью стратегии нового проекта. А этого можно добиться только в том случае, если они участвуют в ее разработке.


Я думаю, что должна быть какая-то мечта или какая-то сверхидея, к которой хотелось бы стремиться. Она должны быть как та морковка, которая висит там где-то, на ниточке. И, в то же время, необходимы конкретные, более мелкие цели, которых мы каждый раз достигаем. Ставить сразу большие цели, пытаться их расписать на годы вперед, — занятие абсолютно бессмысленное, особенно для начинающей компании. Почему? Потому что она работает в условиях неопределенности. Слишком много непонятного: как поведет себя рынок, как поведут себя потребители, как будет развиваться этот новый продукт, насколько он будет востребован, насколько он будет позитивно или негативно принят, какие будут атаки со стороны конкурентов, и так далее. Это все неизвестно, это все будущее. Мы можем писать вилами по воде все, что угодно. Поэтому обычно мы вешаем морковку , что мы хотим построить большой, хороший, крутой бизнес. И этого, на самом деле, достаточно. С точки зрения конкретики — все, дальше конкретизировать не надо. Хотим что-то такое большое сделать, чего — сами не знаем.


А дальше уже начинаем ставить конкретные цели. Вы же не можете взбираться по ступенькам, если не видите, где ступенька кончается, вам в любом случае нужно вырубать ступеньки такого размера, чтобы вы могли шагнуть. И пока вы маленький, у вас будут маленькие ступеньки, а когда вы станете постарше, и ступеньки будут побольше. Так и с бизнесом — ступеньки будут больше у крупной компании. Это абсолютно нормально.


Тем не менее, основное, как мне кажется, это упрямство и вера в свой проект, должна быть некая фанатичность, если хотите. Человек должен быть убежден, что эта штука работает.


Ну и о страхах не надо забывать, а они на стартапе совершенно обоснованы. Обоснованны они как раз той неопределенностью, о которой я сказала выше. Ты не можешь знать, что там будет дальше. Поэтому, конечно, опасаешься: а вдруг не получится? Все эти факторы нужно учитывать.


Ко мне приходит довольно много людей со всякими своими стартапчиками. На что я обращаю внимание с точки зрения инвестора? Я смотрю, как у человека горят глаза. Мне показывают таблички в Exсel, по которым получается, что сегодня мы заработали два рубля, а в следующем году мы планируем заработать сто миллионов долларов. Но меня эти таблички, мягко говоря, не убеждают. И чем выше цифры мне показывают, тем меньше они меня убеждают. А вот что меня убеждает — это то, насколько у этого предпринимателя горят глаза, насколько он верит в свой проект, сколько он готов о нем говорить, сколько готов не спать ночами, чтобы его поднять. Это очень важно. Ведь всегда есть трудности, а их преодоление в очень большой степени зависит от человека, от его фанатизма и упрямства. Будет он не спать ночами — он найдет себе единомышленников, он найдет деньги на стартовый капитал, он решит какие-то проблемы технического характера и так далее. Было бы, как говорится, желание.


Есть, конечно, вещи, которые от человека не зависят никак. Например, спрос на рынке. Можно просто не угадать с нишей. Старался-старался, бился-бился, но не повезло. Такое бывает, что тут можно сказать… Бизнес — это всегда риск. Даже если вы все сделали правильно, и были абсолютным фанатом, все равно есть риск, что проект не удастся. Но, думаю, здесь тоже не надо опускать руки. Ну да, с первого раза в нишу не попал, значит, в другой раз она, может быть, будет более хорошей.


Это абсолютно позитивный опыт, и он, во-первых, очень сильно сбивает спесь, а во-вторых, дает понимание каких-то базовых вещей, без которых просто невозможно двигаться дальше. Например, раньше, когда я только-только начинала свой бизнес, у меня было представление, что меня на рынке ждут. Почему у меня была такая идея — не могу сказать, но она реально была. Кстати, очень у многих предпринимателей, которых я встречаю, тоже есть эта странная мысль, что их ждут, что они кому-то нужны. А на самом деле, в общем, людям всем наплевать. И в первой компании, которую мы открыли, вдруг выяснилось, что она, ее бизнес никому не интересны. То, чем мы занимаемся — тоже. Очень трудно, но надо добиваться, как-то доносить информацию о компании, создавать репутацию. И уже когда мы следующую компанию организовывали — «Лабораторию Касперского», то я уже знала, что название должно быть говорящим. Это чтобы люди могли как-то узнавать компанию, с чем-то ассоциировать. Должна быть хоть какая-то репутация. То есть к чему-то надо как бы «прилепляться». Это может быть либо какой-то известный человек в совете директоров, либо крупный партнер, либо какой-то первый клиент, либо какая-то звезда среди акционеров. В таких случаях всегда проще. Но можно, конечно, и с нуля начинать плавать, но это сложнее.

Наталья Касперская

по материалам bfm.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *